Важные аспекты применения Живой Этики. В чем отличие от практики Агни Йоги?

В предыдущей статье «Как применять Живую Этику (Агни Йогу) и с какими трудностями придется столкнуться» мы рассмотрели некоторые сложности применения Живой Этики на двух примерах – развитие истинной доброты и преодоление самомнения. Также речь шла о некоторых полезных практиках, которые помогают лучше распознавать и преодолевать качества самости. 

И надо сказать, что распознавание собственных проявлений самости — это очень непростая задача. Дело в том, что самость (низшее «я») человека имеет в своем распоряжении ум низшего «я» (кама-манас), которым человек думает. И так как самость человека заинтересована в том, чтобы жить и усиливать свою власть над человеком, то она использует этот ум для внушения человеку нужных ей мыслей. Её хитрости и уловки можно долго перечислять. 

Самая первая задача, которую решает самость человека – это не допустить человека к тому, чтобы он начал изучать Светлое Учение, подбрасывая ему самые разные мысли и аргументы, уводящие человека от самого ценного и полезного для него. И, к сожалению, многие люди не могут распознать и преодолеть эту начальную ловушку от самости (низшего «я»).

Если человек всё же преодолевает эти козни своей самости, то следующие её уловки связаны с тем, чтобы подтолкнуть человека к изучению самых разнообразных подделок Светлых Учений, а также к неправильной трактовке рекомендаций, данных в Истинных Учениях, с целью оправдать свои проявления самости или подтолкнуть к тем практикам, которые ее усилят.

А так как основой любого Светлого Учения является очищение от самости (эгоизма, низшего «я», низшей природы, маммоны), а также освоение добродетельной и неэгоистичной жизни, то совершенно очевидно, что все усилия самости человека будут направлены на то, чтобы в этом уме не возникло правильного представления о том, что такое самость, и чтобы максимально исказить рекомендации по избавлению от её проявлений. 

Если всё же человек избавляется от наиболее грубых на данный момент проявлений каких-то качеств эгоизма, то ум его низшего «я» (т.е. самость) подкидывает мысли об успешном освоении Учения, о восхождении, о понимании Учения, о победе над самостью и т.п. И если человек не распознает эту хитрость самости, то попадёт в опаснейшее состояние ложной духовности. В Живой Этике об этом явлении говорится так: «Современным дугпа не очень трудна работа, стоит лишь сказать: «как ты прекрасен!» — и плод упадёт» [1].

Единственный враг любого человека, мешающий ему восходить по правому Пути Иерархии Сил Света, — это его низшее «я», его самость. В Учении Храма в Наставлении 185 «Кому ты хочешь служить?» Учитель говорит: 

«На протяжении двадцати столетий снова и снова, из уст в уста, письменно и в символах повторяются отрицаемые бесчисленным количеством людей всех стран и наречий пламенные слова Того, Кто знал, о чем Он говорил: «Вы не можете служить Богу и Маммоне». Но даже и теперь истинный смысл этих слов так и не понят никем, кроме немногих избранных на земле. Люди относят их к одним лишь средствам обмена, к золоту и серебру, к стадам, землям и домам, где Маммона утвердился лишь во владениях человеческих. Но Тот, Который произнес эти слова, вкладывал в них гораздо более, нежели то, что ныне подразумевается человеком под материальным богатством. Маммона! Зверь! Воистину, в настоящей эпохе эти слова взаимозаменяемы, и слово «зверь», ОЗНАЧАЮЩЕЕ НИЗШЕЕ «Я» ЧЕЛОВЕКА, соответствует тому, что Великий Учитель подразумевал под Маммоной. Человек не может служить зверю внутри себя и в то же самое время своему высшему «Я», своему Богу» [2].

Восхождение человека является следствием побед над проявлениями этого зверя. Причем победы не приводят к уничтожению этого зверя (самости). Наоборот, этот зверь в своих попытках подчинить человека становится всё более изощренным, лукавым, коварным. Нераспознавание любой уловки этого зверя (самости) приводит к отклонению (затемнению, падению) человека, если ранее человеку удалось выйти хотя бы на первую ступень познания. Вот почему «редко, очень редко кто может удержаться на пути следования Учению Света» [3]. 

Поэтому очевидно, что недооценка важности борьбы с самостью как раз и может приводить не только к невозможности удержаться на пути, но даже к невозможности выйти на самую первую ступень познания. 

И так как ум зверя (кама-манас), обитающий в голове человека, с легкостью найдет цитаты в Учении, которые якобы говорят о том, что существуют другие способы восхождения, кроме борьбы с самостью, то стоит внимательнее рассмотреть такие цитаты.

«Спрашивают: как приступить к Учению? Ведь для этого нужно переродить сознание? Конечно, сознание перерождается после Учения. Для начала надо открыть и омыть сознание. Открытие сознания делается моментально одною волею. Желайте открыть сознание!» [4]

Здесь говорится о том, что некое достижение, которое называется «открытие сознания», делается моментально неким волевым усилием. И здесь вроде бы ничего не говорится о борьбе с самостью. Так что, открытие сознания, его омовение и затем перерождение возможно без распознавания и преодоления самости?

Конечно же нет!!! В этом параграфе Живой Этики говорится, с чего начать применение Учения — прежде всего нужно открыть сознание. Самое начальное открытие сознания есть выход на самую первую ступень познания, которая называется Встревоженный. Чем же человек встревожен на первой ступени?

Можно привести аналогию с человеком, который жил в плену и думал, что это и есть свободная жизнь. И когда он узнаёт, что, оказывается, его жизнь есть на самом деле плен, то у него естественно возникает встревоженность своей несвободой, побуждающая его искать выход из плена.

Так же и человек, узнав, что у него есть Высшее Я, которое находится в плену у низшего «я» — маммоны, зверя, самости, — становится встревоженным тем, что его истинное Я несвободно. А так как маммона, зверь, самость, низшее «я» проявляется через качества самости, или эгоизма, то он, по сути, встревожен всеми эгоистичными проявлениями своего низшего «я», которые держат его в плену.

Причем эта встревоженность должна быть действенной!!! Т.е. она должна приводить к распознаванию, остановке и преобразованию любых эгоистичных проявлений. Т. е. должно произойти разотождествление человека со своей самостью и умом самости (хотя этот ум и продолжает оставаться в голове). И многолетние наблюдения показывают, что стоит только человеку ясно осознать проявляемый по жизни эгоизм и твердо встать на позицию «не желаю его проявлять», как у него тут же может возникнуть в сердце первая ступень познания. И чтобы затем эту ступень сохранить, нужно выдержать борьбу со всеми теми проявлениями самости, которые сбрасывают человека с этой ступени. 

Поэтому слова «Желайте открыть сознание!» подразумевают «желайте увидеть проявляемый эгоизм (самость) и устремитесь к его искоренению». Никакими другими способами открыть сознание не получится!!!!!!! А если кто-то убежден, что такие способы существуют, то на 100% можно утверждать, что источник таких представлений — ум самости (кама-манас).

Далее в этом параграфе говорится о том, что после открытия сознания его нужно омыть. Омовение даже на физическом плане связано с очищением физической материи. Омовение сознания также должно привести к очищению души человека. От чего нужно очиститься и каким способом достигается такое очищение?

Очищаться нужно именно от самости, от любых ее проявлений. И именно открытое сознание (первая ступень познания) открывает человеку такие возможности, так как у него возникло начальное очищение сердца и ему уже доступно распознавание тех проявлений самости, которые тянут его вниз.

Очень важные рекомендации по применению Живой Этики даны в следующем параграфе Учения:

«Кто-то молодой спросит: «как понимать Агни Йогу?» Скажите — как распознание и применение к жизни всесвязующей стихии огня, питающей зерно духа. Спросит — как же мне подойти к этому познанию? «Очисти мышление, и после познай три наихудших свойства твои и предай их сожжению в огненном устремлении. И тогда избери Учителя на земле, и познавая Учение, укрепи тело данными лекарствами и пранаямой. Увидишь звезды духа, увидишь огни очищения центров, услышишь голос Учителя Незримого и вступишь в прочие тончайшие понимания, преображающие жизнь. Помощь тебе, вступивший, готова и поручение дано. Ты познал, что радость есть особая мудрость. Ты не вернешься к прежнему берегу потока. Ты осознал пространственные битвы. Для тебя нет более слепой очевидности. Ты познающий сотрудник и брат!» [5]

В этом коротком параграфе по сути изложен весь путь от начальных ступеней познания до высочайших. К самым начальным этапам относится следующая рекомендация: «Очисти мышление, и после познай три наихудших свойства твои и предай их сожжению в огненном устремлении». Может ли быть так, что какие-то нечистые мысли никак не связаны с конкретными качествами самости, низшего «я»? Конечно же нет. Даже если они навеиваются кем-то извне, то человек начнет жевать эти мысли только в том случае, если в его самости (низшем «я») не изжито соответствующее качество. Поэтому очищение мышления невозможно без распознавания и преодоления любого качества самости, которое пытается проявиться в жизненных ситуациях человека. 

Почему же избрать три наихудших качества надо ПОСЛЕ определенного очищения мышления? Дело в том, что пока человек находится вне ступеней познания, ему очень сложно определить свои наихудшие качества. Его самость не позволит ему сделать это. Поэтому ему сначала стоит вычищать все проявления эгоизма, которые он замечает. И если он будет в этом успешен, тогда ему гораздо легче будет правильно понять наихудшие качества своей самости, так как он уже будет на первых ступенях познания.

И именно прохождение первых ступеней познания открывает возможность человеку иметь огненное устремление, доступное на четвертой ступени познания — Внемлющий, так как на этой ступени в сердце человека начинает проявляться чистая стихия Огня. Поэтому сжечь три свои наихудшие качества в огненном устремлении доступно лишь тому, кто как минимум достиг ступени Внемлющих.

Также именно с четвертой ступени у человека открывается возможность распознания и применения к жизни всесвязующей стихии огня, т.к. эта стихия проявилась у него в сердце. Именно с этой ступени открывается возможность практиковать Агни Йогу!!!

О том же самом говорится и в параграфе 323:

«Как начать Агни Йогу? Прежде всего следует осознать присутствие психической энергии, затем нужно осознать, что огонь составляет сущность духа» [6].

Осознание чистой огненной психической энергии доступно только на ступени Внемлющих. Ранее она не может быть осознана, так как не проявляется ни через один центр у человека. 

Именно с четвертой ступени человеку становится доступен правильный выбор учителя на земле (хотя и не гарантирует этого), так как человеку становится доступно истинное распознавание. 

А до ступени Внемлющих человеку нужно осваивать Живую Этику, т.е. очищать свое сознание и мышление от эгоизма и себялюбия. И на такое очищение могут уйти не месяцы и годы, а десятилетия и даже целые жизни:

«Процесс самоочищения – труд не одного момента или нескольких месяцев, но многих лет – он может растянуться на целый ряд жизней. Чем позже человек начинает жить высшей жизнью, тем дольше должен быть испытательный срок, ибо ему приходится уничтожать итог длинной череды прожитых лет, потраченных впустую на предметы, диаметрально противоположные истинной цели» [7].

И очень печально, когда последователи многих Истинных Учений, не очистившись достаточно от проявлений своей самости, не выйдя даже на первую ступень познания, начинают считать себя чего-то достигшими. 

«Яро не Могу считать Мне близкими людей, только читавших Мое Учение. Мои Учения заполнили всю Нашу Планету, но разве Я могу считать всех людей, населяющих землю, Мне близкими или сгармонизированными с Моей Аурой? Могу сострадать им в общей массе, но не могу считать каждого человека Мне близким. Иначе Меня обвинят в фаворитизме и в предпочтении преданных Мне людей, которые поют Мне хвалебные гимны и славословия. Перед несчастьями, уявленными на всей поверхн[ости] земли, Мы стараемся умерить пожар, но ярые люди только раздувают его» [8]. 

Поэтому распознавание и преодоление проявлений своей самости есть прямая обязанность каждого искреннего последователя Живой Этики (Агни Йоги).

В связи со всем вышеизложенным у читателя может возникнуть следующий вопрос: «В Учении много говорится о таких качествах, как любовь, милосердие, радость, устремленность и др.; может, можно просто развивать эти качества и не заморачиваться с самостью? Зачем уделять столько внимания низшему, когда можно уделять внимание Высшему, Прекрасному, Возвышенному?» 

Дело в том, что там, где проявляется низшее, не может проявиться Высшее. Нужно сначала убрать преграду, чтобы проявилось более Высокое. Аналогично тому, как если в арыке не течет вода, то его нужно расчистить от завалов, и тогда вода свободно потечет. Так же и с проявлением Высшего в человеке. Пока человек проявляет качества самости, до тех пор противоположные им проявиться не могут. Но избавление от конкретного качества самости делает естественным проявление его светлой противоположности. Об этом важнейшем моменте говорил Великий Владыка в своем воплощении как Кришна: «Когда побеждаются раджас и тамас, возрастает Саттва...» [9]. Низшее «я» (маммона, зверь, самость) как раз и состоит из качеств-энергий раджаса и тамаса. И когда проявления низшего «я» (самости) побеждаются, то проявляются качества Саттвы, т.е. Высшего Эго человека.

Также у читателя может возникнуть такой очень важный вопрос: а если человек достиг ступени Внемлющих, то актуальна ли для него задача распознавания и преодоления своей самости? Или после достижения этой ступени для него уже актуальна практика Агни Йоги, и освоение Живой Этики — это уже прошедший этап?

Для ответа на этот вопрос еще раз приведем слова Е. И. Рерих: «Редко, очень редко кто может удержаться на пути следования Учению Света» [3]. Может ли человека, идущего по Пути Иерархии Сил Света, отклонить на левый путь черной ложи что-либо иное, кроме проявления его собственной самости (низшего «я»)? Нет, нет, и еще раз нет!!! Не существуют и не могут существовать другие причины отклонений с любого достигнутого уровня, кроме как нераспознавание и потворствование какому-либо проявлению (качеству) собственной самости (низшего «я»)!!!

С восхождением по ступеням познания человек освобождает свое сердце от затемняющих энергий низшего «я» (самости). Но очищает только на ту глубину, которой соответствует достигнутая им ступень. Куда же делась самость после очищения сердца, например, до глубины первой ступени познания? — Она отступила. И одновременно с этим в самости (в низшем «я») пробудились более глубокие ее части, мешающие взять следующую ступень. В теософской литературе, а также в письмах Е. И. Рерих об этом явлении говорится как о пробуждении зерен добра и зла. Зерна добра относятся к Высшему Эго человека, а зерна зла — к низшему «я», самости. И пробуждаются эти зерна добра и зла с каждой новой взятой ступенью познания.

Поэтому на какую бы ступень познания человек ни вышел, нельзя сказать, что он полностью победил самость (низшее «я»). Она попросту отступает, и в ней могут пробуждаться всё более глубокие и более опасные зерна зла, в зависимости от того, что человек накопил по многим прошлым жизням.

О том уровне, когда самость (зверь, низшее «я») побеждается полностью, можно судить из Наставления «Кому ты хочешь служить?»: 

«И до тех пор пока его ноги не будут обуты в сандалии Самопознания; пока его руки не будут опираться на посох «истинного Беспристрастия», не сможет он безопасно и уверенно пройти по Пути к дому Отца своего и услышать, как Тот скажет ему: "Хорошо сделано, сын Мой, Зверь убит"» [10].

Т. е. речь идет о полном прохождении Пути!!! 

И пока зверь не убит, этот зверь постоянно будет делать попытки либо усилить власть над человеком, либо вернуть ее с помощью каких-то всё более изощренных лукавств и хитростей. И чем выше подымается человек, тем всё более тонкое распознавание ему требуется, чтобы не угодить в ловушку, подстроенную его самостью. 

А значит, пока зверь не убит, борьба с самостью должна продолжаться!!! И если кто не замечает в текущей своей жизни попыток самости проявиться, если считает, что стабильно находится на ступенях познания, в состоянии духовности, богообщения, и никаких усилий не приходится прикладывать для преодоления очередных попыток самости проявиться, то есть большая вероятность того, что это есть состояние ложной духовности.

Тот, кто совершенно ясно понимает все эти моменты, более защищен от того, чтобы угодить под власть своей самости, причем совершенно не осознавая этого, и может более надежно восходить.

В. В. Нарыжный, старший преподаватель Энергетической Философской Школы Агни Йоги и Синтеза Учений

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Иерархия. – П. 413

2. Учение Храма. – М.: МЦР, 2001. – Ч.2 – С. 186

3. Рерих Е.И. Письма в 9 т. – М.: 2006. – Т.6 – С.363

4. Община. – П.124

5. Агни Йога. – П.185

6. Агни Йога. – П.323

7. Письма Мастеров Мудрости. – М.: Сфера. – С.33

8. Тетради Урусвати. Тетрадь № 84 («Космогонические заметки», 1948 - 1949) [200]. http://urusvati.group/viewtopic.php?p=13915#p13915 

9. Бхагавадгита. Серия «Философские текста Махабхараты». – 3-е изд., пер. Б.Л. Смирнова // СПб, 1994. – С. 223.

10. Учение Храма. – М.: МЦР, 2001. – Ч.2 – С. 187

Категория:Начинающим | (22.11.2020)
Просмотров: 591
Всего комментариев: 0
avatar