Важнейшая практика Живой Этики (Агни Йоги)

Практика Живой Этики, Агни Йоги

Правильное применение Живой Этики всегда приносит человеку улучшение жизни, независимо от возраста, национальности или условий его жизни. Такое улучшение жизни есть неизбежное следствие очищения человека от качеств самости, или низшего «я». Это улучшение жизни проявляется во всё более глубокой радости, в улучшении здоровья и отношений с окружающими людьми, в развитии светлых качеств спокойствия, разумности, терпимости, доброжелательности и многих других. 

 

Конечно же, по старым долгам, созданным эгоистичными проявлениями в прошлом, придется платить. Но каждая такая плата при правильном отношении к пришедшим неприятным событиям есть освобождение от накопленного груза плохой кармы. А истинно добрые проявления создают новую хорошую карму. Поэтому у того, кто осваивает добродетельную и неэгоистичную жизнь, жизнь становится лучше, радостнее, наполняется истинным, более глубоким смыслом.

 

Но следует учитывать, что попытки применить Живую Этику или Теософию могут привести и к отклонениям. Любая рекомендация, данная в Агни Йоге, Теософии или в любом другом Истинном Учении, может быть искажена или даже извращена самостью человека. Если это происходит, то такой человек оказывается в одной из многочисленных ловушек псевдодуховности. Он уверен, что духовно растет, но в действительности только усиливает отягощение своего сознания, затемняется, усиливает свою самость, двигается всё дальше по нечистым мирам.

 

К сожалению, в эти ловушки попадает большинство последователей Истинных Учений. Вот что об этом явлении говорится в первоисточниках:

 

«Повсюду вы слышите об уклонении от христианства, в то время как его фактически не существует уже века» (Учение Храма, Наставление 208 «Важный вопрос»).

 

Последователи христианства в мире исчисляются миллионами. А Учитель Илларион, который был воплощением Апостола Павла, говорит, что истинных последователей Христа в мире фактически нет. Кому же тогда на самом деле молятся и куда двигаются миллионы верующих в Христа?

 

«Вы знаете многих последователей Высших Учений, но разве они прилагают их в жизни? Наоборот, жестокосердие и себялюбие их поразительны! Значит, рассудок заглушил сердце» (Сердце, п. 427).

«Через три столетия после ухода Благословенного Учение уже наполнилось религиозными спорами. Не прошло века, как Христианство проявило крайнюю нетерпимость. Последнее возглашение Магомета началось с фанатизма. Религиозные споры уничтожили смысл Учения, потому теперь зовем к особой терпимости, отклоняя споры» (Агни Йога, п. 469).

«…Большинство теософских и западных оккультных обществ забыли основные Заветы Основателей и предались развитию явлений низшего порядка, часто граничащих с черной магией» (письмо Е.И. Рерих от 12.09.1934 г.).

 

В связи с этим возникает закономерный вопрос: если последователи Истинных Учений прошлого отклонялись в псевдодуховность, то не подстерегает ли та же самая опасность и представителей агнийогического направления? Очевидно, что такая опасность есть. И эта опасность, как показывают обсуждения в интернете, не осознаётся.

 

Из-за этого в агнийогическом и теософском направлениях можно наблюдать некоторое легкомысленно-беспечное представление, будто бы изучение Агни Йоги, Теософии или других Истинных Учений автоматически возвышает человека. Такое представление является на самом деле вредоносным, т.к. способствует распространению псевдодуховности.

 

Осознание же факта существования многочисленных ловушек псевдодуховности будет побуждать прикладывать усилия вовремя распознавать такие ловушки и искать способы, как выбираться из них.

 

В Живой Этике, как и в каждом Истинном Учении, есть рекомендации, тщательное применение которых позволяет свести к минимуму попадание в ловушки ложной духовности и позволяет выбираться из этих ловушек в случае попадания в них.

 

В одной из предыдущих статей мы вкратце коснулись практики, которая помогает избежать неосознаваемого затемнения сознания и обнаружить те проявления самости, которые вызывают такое затемнение/отягощение сознания. 

 

Важно понимать, что попадание в любую ловушку псевдодуховности всегда сопровождается затемнением сознания, которое человеком воспринимается как осветление, т.к. он начинает ощущать новые вибрации, новые состояния сознания. В такой неверной оценке затемненного состояния сознания заинтересована самость человека, ведь каждое затемнение усиливает ее, дает ей жизнь. И поэтому самость человека будет изо всех сил противиться практикам ее выявления, вплоть до того, что будет внушать человеку, что у него уже нет самости. Но искренний последователь Учения сможет понять, что это уловки его низшего «я» и что их необходимо преодолеть.

 

Приведем цитаты из Живой Этики и писем Е.И. Рерих об этой практике и разберем некоторые важные моменты:

 

«Очисти мышление, и после познай три наихудших свойства твои и предай их сожжению в огненном устремлении» (Агни Йога, п.185).

 

В одной из статей мы подробно рассматривали п.185, где отвечали на вопрос, почему избрать три наихудших качества надо ПОСЛЕ определенного очищения мышления. Дело в том, что пока человек находится вне ступеней познания из-за привычных и неосознаваемых проявлений своей самости, ему очень сложно определить свои наихудшие качества. Его самость не позволит ему сделать это. Поэтому сначала стоит вычищать все проявления эгоизма, которые человек замечает. И если он будет в этом успешен, тогда ему будет гораздо легче правильно понять наихудшие качества своей самости, так как он уже будет на первых ступенях познания. Ему легче будет заметить, что именно сбрасывает его со ступеней познания.

 

Эту же рекомендацию об очищении от наихудших качеств дает Е.И. Рерих:

 

«Можно также посоветовать, чтобы каждый отметил свое наихудшее качество и немедленно приступил к искоренению его, для того пусть ежедневно отмечает, что было сделано им в этом направлении. Пусть сначала борется с одним недостатком, ибо не так легко наблюдать за собою» (3 июня 1931 г.).

«Изберите одно или два худших качества Ваших или привычки и постарайтесь отделаться от них. Эта дисциплина, самая, казалось бы, простая, на самом деле очень и очень сложная и трудная, но она есть самая основная» (30 августа 1935 г.).

 

Поверхностное восприятие этих рекомендаций может сформировать представление о том, что нужно выбрать максимум три качества самости и пытаться избавиться только лишь от них. Но это не так. 

 

Ведь если человек избрал одно, два или три своих наихудших качества, и оказался успешен в очищении от них, то теперь у него другие качества являются наихудшими. И ему вновь требуется выявить эти наихудшие качества и приступить к их искоренению. А затем следующие три. И так далее, пока самость человека не будет побеждена полностью. 

 

Поэтому в приведенных выше рекомендациях речь идет о необходимости избавиться не от двух или трех качеств, а от ВСЕХ качеств самости, начиная от самых грубых и заканчивая самыми утонченными. 

 

Об этой же практике выявления неосознаваемых проявлений самости говорится в параграфе 129 книги Агни Йога:

 

 «Запишите вопросы ученику: не служишь ли мраку? не слуга ли сомнения? не предатель ли? не лжец ли? не сквернослов ли? не ленив ли? не сердит ли? не уявлен ли к непостоянству? не нерадив ли? знаешь ли преданность? готов ли к труду? не убоишься ли Света?»  

 

Обращаем внимание, что это вопросы УЧЕНИКУ, т.е. тому, кто уже находится на определенных ступенях познания!!! И даже на самых высоких ступенях познания необходимо следить, чтобы в проявления человека незаметно не примешалась самость, низшее «я». Ведь с восхождением самость человека становится хитрее, коварнее, лукавее, утонченнее. Распознать ее проявления всё сложнее. Поэтому ошибочно считать, что данная практика только для начинающих. Напротив, чем дальше и выше, тем тщательнее она должна осуществляться. Причем не только по отношению к перечисленным в вопросах качествам самости, но также и по отношению ко многим другим качествам эгоизма, а особенно относительно самомнения и самовозвеличивания, т.к. изучение Агни Йоги или Теософии может привести к резкому и неконтролируемому росту этих опаснейших качеств самости. 

 

Ведь следствием усиления качеств самомнения и самовозвеличивания будет проявление массы других качеств эгоизма и себялюбия. Если почитать в интернете обсуждения различных вопросов Агни Йоги, то можно увидеть и недоброжелательность, и нетерпимость, и грубость, и осуждение, и насмешки, и подозрительность, и высокомерие, и нападки, и даже клевету. Причем эти качества проявляют и те, кто считают себя не просто последователями Агни Йоги, а существенно продвинувшимися последователями Агни Йоги, хорошо понимающими Учение!!!

 

Но нужно очень хорошо осознать, что никакого понимания Учения и никакого восхождения не может быть у того, кто проявляет перечисленные выше качества самости, как бы он их ни оправдывал и какими бы цитатами из Агни Йоги ни прикрывал.

 

Поэтому практика выявления в себе НЕОСОЗНАВАЕМЫХ проявлений самости и дальнейшего искоренения их есть наиважнейшая!!! Если ее тщательно не осуществлять, то состояние ложной духовности последователю Учения не избежать.

 

И первое, с чем столкнется тот, кто будет пытаться распознавать проявления самости в своих ситуациях по жизни, — это с трудностью вспомнить об этой практике именно в той ситуации, где это больше всего требуется. Как будто какая-то сила перекрывает сознание, чтобы человек действовал так, как привык действовать ранее. Это самость человека перекрывает ему сознание, чтобы усилиться в подходящей ситуации. В результате вместо ослабления какого-то качества самости за счет его обнаружения, остановки и преобразования в более светлое качество происходит усиление привычного, чаще всего неосознаваемого, эгоистичного проявления.

 

Поэтому особое внимание необходимо уделять тем проявлениям, которые совершаются быстро, на автомате, по привычке, где нет даже сомнений в том, что тут может проявиться самость. Такая уверенность в отсутствии эгоизма в том или ином проявлении есть почти стопроцентный критерий, что в этих проявлениях не всё чисто. И в этом может убедиться каждый, кто непредубежденно будет пытаться исследовать такие свои действия, слова, мысли и даже побуждения. 

 

Эта практика выявления эгоизма и себялюбия в своих проявлениях требует остановки, паузы перед тем, как действовать, говорить и даже думать. Такая пауза нужна для того, чтобы попытаться понять, нет ли эгоизма в намерении что-то сказать или как-то поступить. Также такая пауза позволяет поискать и увидеть варианты действий, которые будут менее эгоистичными, более добрыми.

 

Благодаря этой практике те, у кого в привычку вошли самомнение, недоброжелательность, нетерпимость, подозрительность, насмешки, осуждение и другие чаще всего НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ проявления самости, могут начать их замечать и осознавать, что в словах и действиях не хватает дружелюбия, терпимости, снисхождения и других светлых качеств. 

 

Правильное осуществление этой практики выявления качеств самости в своих проявлениях автоматически уменьшает такие опасные качества, как самомнение, самоуверенность и самовозвеличивание, так как человек ДОПУСКАЕТ, что в его проявлениях незаметно для него самого могут проявляться эти, а также многие другие, качества самости. Также у человека возрастает желание и устремление распознавать в себе любые проявления эгоизма и себялюбия и избавляться от них.

 

Одновременно с ослаблением качеств самости за счет ПРАВИЛЬНОГО применения такой практики человек может заметить, что его попытки обнаружить самость в своих проявлениях ускоряют превращение причин в следствия. Т.е. если человек проявил эгоизм, например самовозвеличивание, и не заметил этого, но искренне не желает, чтобы у него проявлялось это качество самости, и прикладывает усилия, чтобы распознать его в своих проявлениях, то следствие проявленного самовозвеличивания может возникнуть довольно быстро в виде какой-то мелкой неприятности – споткнулся, оговорился, обжегся, уронил что-то, ударился, прикусил язык, заболело где-то, чихнул, закашлялся, потекли сопли и т.д. и т.п. Вивекананда называл такие мелкие неприятности «незамедлительными взысканиями прегрешений». И такие быстрые взыскания прегрешений есть огромнейшая помощь. Ведь по сути это есть подсказка о том, что только что было допущено проявление самости. Поэтому на такие подсказки надо обращать внимание и пытаться понять, на какие проявления эгоизма они указывают.

 

Но у человека, который находится в самоуверенности, в самомнении, в самовозвеличивании, такие следствия не будут возникать быстро. Они будут накапливаться. И в будущем они выльются уже не в мелкие неприятности, а в более крупные – болезни, травмы, душевные страдания. Самоуверенность и самомнение блокируют незамедлительные взыскания прегрешений

 

Поэтому каждому последователю Агни Йоги или Теософии, если он действительно хочет избавляться от качеств самости, распознавать ловушки ложной духовности и восходить по ступеням познания, правильно будет искренне желать, чтобы его прегрешения взыскивались как можно быстрее, а не накапливались и не откладывались на будущее.

 

Тот, у кого работают незамедлительные взыскания прегрешений, кто прикладывает усилия понять причины таких взысканий, кто тщательно осуществляет описанную выше практику, у того открываются возможности распознавать любые ловушки ложной духовности, которых немало на Пути, и надежно восходить по ступеням познания.

 

В.В. Нарыжный, член правления РФО, ст.преп. ЭФПШ АЙ СУ, ЛП

 

Категория:Начинающим | (27.05.2021)
Просмотров: 1487
Всего комментариев: 0
avatar